"Элтон на самом деле не так хорошо меня знает. Мы вместе ездили в турне шестнадцать лет подряд, но никогда не тусили по-настоящему. "
Прошло два десятилетия с момента выхода крайнего альбома Билли Джоэла. В этом году исполнитель отмечает пятидесятилетие своей профессиональной карьеры, и спрос на его выступления высок как никогда. 31 января вышел документальный фильм "Billy Joel: A Matter of Trust—The Bridge To Russia", посвящённый историческому турне Джоэла в СССР в 1987 году. Также Джоэл стал «резидентом» Мэдисон-сквер-гарден: все билеты на девять объявленных на данный момент шоу уже раскуплены. Billboard побеседовал с Джоэлом о его творчестве разных лет и о новой музыке.
Последний раз я был на вашем выступлении в Нэшвилле, где вы пригласили студента исполнить с вами "New York State of Mind".
О да, я помню, это даже попало в национальные новости.
Этот парень – Майкл Поллак (Michael Pollack) – вы говорили, что он был неплох.
Да, он хорошо справился.
Сначала я был в шоке от того, что вы пригласили члена аудитории на сцену, а потом от того, что он так хорошо выступил.
Да, это один из таких случаев. Вот уже 30 лет я веду эти мастер-классы. Попадаются те, кто хорош, и те, кто не очень.
Мне всегда было интересно, почему вы уделяете так много внимания этим мастер-классам, когда концертные залы по всему миру спят и видят Билли Джоэла на своей сцене. Почему это для вас так важно?
Когда я начинал, я ничего не смыслил в шоу-бизнесе, мне пришлось разбираться по ходу дела. Я наделал кучу ошибок, и пообещал себе, что если найдётся такой, кому я смогу помочь в это деле – я обязательно помогу. Да и профессия преподавателя меня всегда привлекала. Именно один из моих школьных учителей вдохновил меня словами: «у тебя есть всё, чтобы стать профессиональным музыкантом, тебе стоит попробовать!». Я решил, что тоже могу кому-то помочь.
Вы сказали, что наделали кучу ошибок. Назовите одну из таких ошибок.
Первая и самая главная – я подписывал контракты без юриста (смеётся). Но вот с выбором профессии я точно не ошибся.
Что бы вы делали, если бы не стали профессиональным музыкантом?
Всё равно связал бы жизнь с музыкой. Школу я так и не окончил, педагогического образования не получил. Фактически, я – самоучка. Наверное, играл бы в группе, стал бы продюсером, аранжировщиком, учителем истории музыки, или ещё кем-то вроде того… если нет, то, наверное, сидел бы в тюрьме, или был мёртв.
Всё возможно. Вас всегда привлекало именно групповое исполнение, не так ли?
Да, я всегда вижу себя частью группы, даже несмотря на то, что моя группа называется моим именем, и я сам пишу для неё музыку. В молодости я мечтал о том, что когда-то буду членом блюз бэнда, и просто буду играть на своём Hammond’е со сцены.
«Attila» [метал-дуэт, в котором Джоэл недолгое время участвовал в 1970 году] не был блюз бэндом...
Да, это был блэк-метал, скорее. Очень мрачный и очень плохой. Вы слышали его?
Да, на бокс-сетах были старые вещи группы.
Да? О, Боже, они выпускают всё подряд! Компиляции, компиляции, компиляции... со мной даже не советуются, даже не ставят в известность. Последний альбом, в выпуске которого я принимал непосредственное участие, был "Fantasies & Delusions" (2001 г.), но лейблы всё выпускают и переиздают старые материалы. "The Greatest," "The Best," "The Essential," потом "The Ultimate" и "We Really Mean It This Time"… хватит уже, люди же думают, что это всё я. Но я не имею к этому отношения.
В какой момент вы поняли, что вам действительно даётся карьера музыканта?
Я начал концентрироваться на написании песен в 20 лет. Лет шесть или семь я играл в рок-группах, но понял, что рок-звездой мне не стать. Я понимал, что могу создавать свои песни, и мне посоветовали заключить контракт с лейблом и выпустить собственный альбом. Моё восхождение совпало с эрой исполнителей-авторов, мне удалось войти в эту канву. Контракт мой, кстати, был просто ужасен – после релиза мне просто сказали: «а теперь ты поедешь в турне в поддержку альбома». Я был молод и неопытен, и просто сделал то, что говорили. Мне почти ничего не платили, зато я стал тем самым «Билли Джоэлом, мальчиком поп-звездой». Это совсем не входило в мои планы, хотя и сыграло важную роль в моей карьере.
Выходом для вас стало написание песен и исполнение на пианино.
Верно, я собрал группу, мы играли в небольших клубах и колледжах, и понемногу нас стали узнавать. Мы открывали выступления рок-групп и понимали, что нужно создавать динамический материал. Вскоре мы вполне могли сравниться с теми, кому ещё совсем недавно открывали шоу.
Какое ваше самое непоколебимое убеждение в музыкальном плане?
Я - пианист. Я никогда не думал о себе как о певце. Что касается вокала, то тут я всегда старался подражать кому-то. Мой собственный голос мне никогда не нравился – мне нравится Рэй Чарльз, Джо Кокер, Род Стюарт – у них есть своё собственное неповторимое звучание.